Содержание:
Двойные рифмы — это одна из форм стихосложения, основанная на созвучности двух последних слов, а не одного – как обычно.
Ещё один вариант названия популярного приёма — даблрайм (по произношению английского термина Double rhyme). Жанр хип-хоп ищет формы выражения, которые максимально зацепят слушателя, и успешно находит, ведь «великий и могучий» русский язык богат не только на глагольные (считающиеся чуть ли не моветоном), но и на двойные рифмы, а также и её более сложные формы.
Разница между двойными рифмами: классическая поэзия и рэп
Хип-хоп, как любая массовая культура, имеет свои модные направления. То, что значит — хороший пример заразителен. Чтобы не отставать от мейнстрима, всё больше исполнителей стараются включить в текст своих речитативов двойные рифмы. Порой «инновационные» приёмы — вовремя пришедшая на ум классика, и влияние зарубежных рэперов.
Интересно, что поэзия под определением двойные рифмы подразумевает совсем не то же самое, что рэп. Классический вариант значения термина подразумевает рифму из двух слов в строфе, как пример, фрагмент из А. Блока:
Зарифмованы «квартал — встречал» и «зыбкой — улыбкой».
Но те самые двойные рифмы, о которых встречаются упоминания на баттлах и различных хип-хоп и рэп форумах, это рифмовка сразу двух слов в соседних строках. По рифмующейся позиции даблрайм принадлежит к концевой рифме, что означает — два рифмующихся слова расположены в конце строк. На вопрос: «Почему стали популярны двойные рифмы?» однозначно ответить невозможно.
Считается, что даблрайм оказывает на слушателей более сильное впечатление. Двойные рифмы, по признанию многих слушателей, вызывают шквал эмоций, сильный до озноба и мурашек по коже (по-научному эффект называется фриссон).
Самый наглядный пример рэпера, активно включающего их в свои тексты — Oxxxymiron (встречается название и сокращение псевдонима Оксимирон, Окси, Мирон) :
Поклонники превозносят своего кумира как первооткрывателя данной формы, утверждая, что до него подобного формата поэзия, и русскоязычный рэп в частности, не имела. Что означает, возможно, следующее — или они не читали классический жанр поэзии, или до бывшего обитателя Лондонграда просто никто так харизматично не напирал на использование приёма даблрайм.
Неизвестно достоверно, как он решил привнести в жанр столь популярный у западных хип-хоп исполнителей формат стихосложения — двойные рифмы. Была это попытка разнообразить жанр, или интуиция?
Важно, что двойными рифмами увлеклась аудитория. Некоторые коллеги, напротив, считают, что даблрайм перегружает жанр. Но факты свидетельствуют — в его подаче (или флоу, если использовать сленг) двойные рифмы зазвучали так яростно и успешно, что большинству стали очевидны перспективы жанра в этом направлении.
Рэп в России больше чем поэзия?
Уже неоднократно, благодаря роликам в интернете, разгоралась шумиха по поводу школьников, якобы выдававших стихи всего того же Оксимирона за произведения классиков литературы с двойными рифмами. В итоге, всё оказывалось не совсем так, как преподносилось.
Это был, в случае с хабаровской ученицей Анастасией Ан, сравнительный анализ произведений, вырванный жадными до сенсаций СМИ из контекста. Или же пример и сознательная демонстрация учителю достоинств стихов современного жанра. Подобный сюжет мелькал и в зарубежном кинематографе.
Что значит, по сути, размывание границы «рэп — качественная, наполненная метафорами и усложнёнными, в том числе двойными рифмами, поэзия».
Кстати, существует и обратный пример. Законодатель моды на двойные рифмы, Оксимирон, не гнушается читать классику. В его исполнении Александр Блок, хоть и не даблрайм, но чем не рэп?
Двойные рифмы считаются неромантичными и жёсткими, но В. Брюсов, яркий символист русской Серебряного века, демонстрирует не только лиричные двойные рифмы (именно в понимании рэп культуры 21 века), но и сочетание их с панторифмой:
Подобное усложнение не только двойными рифмами встречается и в композициях хип-хоп исполнителей, что означает очередной виток развития, на который заходит русскоязычный рэп. Лишь бы это способствовало прогрессу, а жанр не вырождался в бесконечное повторение толпой исполнителей за кем-то удачного выполненного пассажа, как это наблюдается с двойными рифмами. Ведь жанр изначально подразумевал личностный текст.
Как овладеть двойными рифмами
Поэзия, в том числе и жанр хип-хоп, доступна слушателям, но создавать действительно стоящие произведения способен далеко не каждый. Считается, что подбирать двойные рифмы несложно. Наверное. При наличии в совокупности составляющих: талант, отменное языковое чутьё, обширный лексикон (не только в его обсценной части), идея, которую необходимо донести до сознания публики.
Ведь в погоне за двойными рифмами важнее всего не только подобрать самые оригинальные и цепляющие слушателей варианты, но и сохранить смысловую нагрузку. Иначе понять, что значит очередной экзерсис от ещё одного насилующего двойные рифмы рэп исполнителя будет затруднительно (если вообще возможно).
Как пример, вирши от Otrix:
Зарифмованы весьма условно по созвучию два слова, оканчивающие строки «спился-Симпсон» и «ссохся-Высоцкий». Вроде, даблрайм выдержан, и с уникальностью сочетаний всё просто супер. Но читаешь, и стыдно за хип-хоп. Тот самый случай, когда нашалил другой, а не по себе очевидцам, в данном варианте — читателям и слушателям.
Одарённость — удел очень немногих, но с них и спрос больше.
Чисто технически методом перебора слов, или даже при помощи программы генератора в интернете, подобрать двойные рифмы можно, вот только кому нужен стопятьсотый поток бессмыслицы? По сути, это относится и к приёму даблрайм, и ко всему хип-хоп искусству в целом.
Оставить комментарий